Нейрокогнитивная реабилитация при трудностях обучения и нарушениях развития
Как помочь детям справляться с учебной нагрузкой? Почему моему ребенку педагоги делают больше всего замечаний? Почему ребенок легко осваивает языки, но никак не может выучить таблицу умножения? В воспитании детей родители часто сталкиваются с трудностями в учебе, в усвоении ребенком навыков, которыми другие владеют, казалось бы, с рождения. Ответ «моему ребенку это не дано» сегодня вряд ли удовлетворит кого-либо из родителей. Есть ли способы помочь детям, которым учеба кажется самым неприятным занятием на свете?
Современная наука позволяет ответить на большое количество вопросов о психическом развитии человека благодаря многочисленным исследованиям в области антомии и нейрофизиологии мозга. Несмотря на многообразие психологических индивидуальностей, формирование психических способностей у подавляющего большинства людей происходит по одним и тем же законам и на одних и тех же этапах развития по времени. Существуют определенные закономерности развития психической деятельности детей и допустимые отклонения от них. Вместе с тем, известны факторы, которые могут изменять нормальное развитие и препятствовать своевременному формированию важных психических способностей. Сегодня возможно оказывать направленное воздействие на психическое развитие ребенка, стимулировать развитие необходимых способностей, способствовать усвоению новой информации, помочь адаптироваться в коллективе сверстников.
Знание законов психического развития позволяет, с одной стороны, делать достаточно достоверные прогнозы того, с какими трудностями столкнется ребенок и его родители при имеющемся темпе и направлении развития. С другой стороны - предотвращать возникновение новых проблем, заранее корректировать и стимулировать «нужные» психические процессы, готовить развивающийся детский мозг к усвоению новой информации и овладению новыми, оптимальными способами взаимодействия с окружающим миром.
Какими же средствами нейропсихологи Детской клиники ЕМС помогают детям преодолевать поведенческие трудности и трудности в учебе? В отличие от других специалистов, нейропсихологии работают не с конкретными проявлениями способностей к чтению, письму или завязыванию шнурков, а с самыми элементарными звеньями психических функций, «кирпичиками», из которых строятся психические способности человека - например, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, контроль движений. Успех такого подхода во многом зависит от того, насколько точно будут определены слабые звенья системы когнитивных (познавательных) функций на начальном этапе и насколько точно будут сформулированы задачи и содержание занятий.
Накопленный опыт показывает, что даже при выраженных задержках формирования психических функций наиболее результативным подходом к реабилитации является следование логике естественного психического развития. Поэтому на занятиях ребенок выполняет специально индивидуально подобранные двигательные и познавательные задания в строго определенной последовательности – в соответствии с естественными этапами формирования у человека психических функций на ранних стадиях развития. Именно движение – как самая первая доступная человеку форма взаимодействия с окружающим миром – используется в ходе реабилитационного курса в качестве модели, на которой ребенок формирует и тренирует внутренние механизмы контроля своей психической жизни. Такой подход к реабилитации еще называют психо-моторной реабилитацией. Язык и логика движений настолько естественны и понятны ребенку, что практически отпадает необходимость создания дополнительной мотивации для выполнения заданий. Именно в ходе выполнения двигательных упражнений достигается интеграция сенсорных и моторных процессов, что является одной из важнейших целей реабилитационного процесса.
Для нейрокогнитивной реабилитации применяется большой набор эффективных поведенческих методик. Это разнообразные двигательные задания, упражнения с мячами для тренировки зрительно-моторной координации, тонкого контроля движений и активного управления вниманием; различные задания с наглядными материалами для тренировки памяти, избирательного внимания, навыков счета, звуко-буквенного анализа. Комплекс тактильных, дыхательных и глазодвигательных упражнений применяется для работы с так называемым энергетическим блоком мозга. В результате выполнения этих упражнений ребенок овладевает основной формой саморегуляции – контролем за уровнем общей активности организма для преодоления проблем быстрой утомляемости, трудностей поддержания и концентрации внимания. Наконец, блок задач, направленных на тренировку так называемых исполнительных функций - наиболее разнообразный и сложный комплекс упражнений, которые учат ребенка планировать, организовывать и выполнять ряд последовательных действий, самостоятельно находить решения нетиповых задач, выбирать оптимальные стратегии поведения в зависимости от заданных условий. Неслучайно именно эти способности сегодня стремятся активно развивать в российских и зарубежных школах.
В современных условиях, когда человек вынужден работать одновременно с несколькими разными потоками информации, эффективность реабилитационного процесса не может быть достигнута без применения компьютерных технологий. В программу нейрокогнитивной реабилитации входит выполнение комплексов компьютерных игровых упражнений, разработанных для клинического использования ведущими зарубежными исследовательскими центрами. Такие упражнения не просто очень привлекательны для детей любого возраста: высокая скорость вычислений, недоступная человеку, делает компьютер уникальным средством для тренировки различных процессов восприятия, внимания, контроля и гибкости.
В последние десятилетия признанным методом помощи детям с нарушениями внимания, синдромом гиперактивности, тревожными состояниями, тиками и другими расстройствами стал метод биологической обратной связи (БОС). Во время сеанса БОС-терапии с помощью датчиков на голове ребенка, регистрируется активность мозга. При этом на мониторе перед ребенком в зависимости от регистрируемой on-line активности мозга звучит определенный звук или меняется изображение. Таким образом, ребенок непроизвольно, играя в простую компьютерную игру, находит способы изменять режим работы своего мозга, учится управлять своим состоянием.
Программа нейрокогнитивной реабилитации в нашей клинике – это комплексный и эффективный подход к преодолению двигательных, познавательных и психоэмоциональных проблем детей. В реабилитационном процессе вместе с нейропсихологами могут участвовать логопеды, детские психотерапевты, психиатры и неврологи. Опыт показывает, что согласованное взаимодействие специалистов позволяет достичь хороших результатов в кратчайшие сроки.
Оказалась ли статья полезной?
Вопросы и ответы
Стоимость услуг
Выезд врача-специалиста на дом в пределах МКАД | 358 у.е. / 37 700 руб. |
Выезд врача-специалиста на дом за пределы МКАД до 10 км | 424 у.е. / 44 650 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога (первичный, повторный) | 220 у.е. / 23 168 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-ревматолога (первичный, повторный) (Специальность Педиатрия) | 220 у.е. / 23 168 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-инфекциониста (первичный, повторный) (Специальность Педиатрия) | 220 у.е. / 23 168 руб. |
Специалисты
Контакты
Статьи по теме
предложениях и новинках ЕМС