Этот вопрос чаще волнует родителей первоклассников, которые только начинают свой школьный путь, но с трудностями адаптации могут столкнуться родители и более старших детей, а также ребят, которые поменяли школу и начинают обучение в новом коллективе.
Хотя для большинства детей начало обучения в школе – это радостное ожидаемое событие, но всё же для любого ребенка это событие является стрессом. Ребенку требуется время, чтобы адаптироваться к такой перемене в своей жизни.
Как может проявляться стресс? Некоторые из его признаков видны внешне – ребенок выглядит напуганным, часто жалуется на головные боли и боли в животе, у него может нарушиться сон и аппетит, также могут возникать колебания настроения, плаксивость и раздражительность.
Важно понимать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. Бывает и так, что стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: сам с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу заранее. Ряд родителей может обрадовать такая несвойственная ранее дисциплина и ответственность в поведении малыша, но это может свидетельствовать и о серьёзной тревоге ребенка перед школой.
Как же помочь школьнику в период адаптации, который длится в среднем от 2 до 6 месяцев?
1.Физическая нагрузка
Постарайтесь организовать досуг ребенка таким образом, чтобы он скомпенсировал своё долгое сидение за партой. Это может быть посещение спортивных секций, бассейна, езда на велосипеде или обычные подвижные игры во дворе. Если есть такая возможность, то до школы и обратно лучше пройтись пешком. А если школа расположена рядом – можно выходить пораньше, чтобы, сделав небольшой крюк, пройтись лишние 15 минут. В выходные дни также желательно посвятить большую часть времени прогулкам на свежем воздухе.
2. Сон
Очень важно, чтобы в период адаптации ребенок как следует высыпался. Сон является залогом хорошей успеваемости и выносливости во время учебных нагрузок. Старайтесь соблюдать режим сна – укладывайте ребенка в одно и тоже время, следите за тем, чтобы перед сном малыш не проводил время за возбуждающими компьютерными играми или длительно смотрел телевизор. Организуйте режим ребенка так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. Ребёнок не должен чувствовать спешки и нервничать, он должен спокойно собраться, позавтракать и настроиться на «рабочий день».
3. Общее отношение к школе в семье
Понаблюдайте друг за другом, за старшим поколением, за друзьями семьи. Какие послания о школе слышит ваш ребенок? Находитесь ли вы в радостном предвкушении или считаете, что «школа уже не та» и «чему там могут научить» - ребенок впитывает как губка не столько то, что говорят непосредственно ему, сколько интонации и нечаянно услышанные разговоры взрослых. Пожалуй, лучше всего справиться с тревогой ребенку поможет оптимистичный настрой относительно обучения в целом при спокойном понимании и принятии возможных трудностей и неприятных моментов.
4. Учеба
Для родителей успеваемость их ребенка является одной из важнейших задач. Но самое важное - это сохранить интерес к познанию, обучению, приобретению новых знаний, поэтому постарайтесь не упрекать ребенка в том, что у него что-то плохо получается; не сравнивайте вашего ребенка с другими, более успешными в какой-либо области детьми, не пугайте его двойками. Самое правильное, что могут сделать родители, - это вселять в ребенка оптимизм и уверенность в том, что все (пускай и не сразу) получится; обязательно слушайте рассказы ребенка о том, чему он научился, что узнал новое, что нарисовал.
5. Психологическая зрелость
Не менее важным компонентом готовности ребёнка к школе является его психологическая зрелость. На момент поступления в школу ребёнок должен уметь произвольно сосредотачивать и удерживать внимание, следовать сложной инструкции, не отвлекаться, удерживаться в новой для него учебной деятельности. Имеют значение такие показатели, как темп деятельности и уровень работоспособности, сформированность пространственных представлений, регуляторных и эмоционально-волевых компонентов психики.
В Европейском медицинском центре вы можете проконсультироваться у специалистов, которые помогут оценить психологическую готовность ребёнка к школе, проверить запас его знаний, умений и навыков. Ответить на вопрос, соответствует ли актуальный уровень развития ребёнка возрастным требованиям.
В случае необходимости психолог, нейропсихолог, логопед-дефектолог и психиатр Центра предложат вам развёрнутую консультацию, проведут консилиум с участием нескольких специалистов или разработают программу коррекционно-развивающих занятий.
Вы получите возможность комплексного обследования с участием врачей и психологов, что позволит оценить соматическое здоровье, неврологический статус и психологическую готовность ребёнка к школе.
Читайте также:
Мы ждем вашей оценки.
Оказалась ли статья полезной?
Оказалась ли статья полезной?
Вопросы и ответы
Вопрос доктору Якобашвили
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, во сколько месяцев рекомендуется проверить слух у ребенка, если в роддоме перед выпиской проверяли и сказали, что одно ушко не слышит. Сейчас ребенку 1,5 мес. Спасибо.
Данные тесты в роддоме часто бывают ложно-отрицательными. Слух можно проверить уже сейчас, для этого необходимо записаться на прием к отоларингологу

Якобашвили Ираклий
08 сентября 2015
Вопрос доктору Бут-Гусаим
Здравствуйте! Сыну 6 лет, в феврале этого года сломал ключицу. Сращивание проходило нормально, в кольцах Дельбе ходил месяц, потом в апреле сломал правую руку, месяц в гипсе, срослось все нормально, и вот 10 июня снова перелом ноги (прыгал с дивана). Наши врачи не видят в этом ничего особенного, после каждого
перелома назначают пить кальций, но я прочитала, что избыток кальция влияет на почки, у него врожденно одна почка и я боюсь осложнений. Я считаю, что это не нормально за 4 месяца у ребенка 3 перелома. Хотелось бы пройти обследование, и узнать, что все-таки у него не так. Подскажите, пожалуйста, можно ли пройти обследование в Вашей клинике?
...ещё С одной стороны, я согласна с вашими докторами – нет причин для беспокойства. Исходя из Вашего письма, во-первых, детские травмы происходят при адекватной нагрузке (упал, спрыгнул). Во-вторых, то, что часто тоже можно объяснить – был перелом, организм весь сконцентрирован на восстановительные процессы в кости,
поэтому очередная травма приводит к перелому. С другой стороны, согласна с Вами, что неплохо бы и обследоваться. Для обследования необходимо сдать биохимический анализ крови на Са, Са ионизированный, Р, ЩФ (щелочную фосфатазу), вит Д. И сделать денситометрию. Проанализировав эти исследования, будет ясно, требуется ли какое либо лечение Вашему ребенку. Милости просим к нам в детскую травматологию и ортопедию. Постараемся Вам помочь.
...ещё