Билингвизм – преимущество или проблема? | Статьи врачей клиники EMC о заболеваниях, диагностике и лечении
Услуга, направление, врач...
Популярные запросы
Закрыть поиск
RU
EN AR
Sphere

Все большее количество родителей задаются этими вопросами. Хорошо ли, что мы говорим с ребенком на разных языках? С какого возраста начинать учить иностранный язык? Давайте попробуем разобраться.

Многие учителя и родители опасаются, что слишком раннее изучение второго языка может не только задерживать овладение родным или обоими языками, но и вредить интеллектуальному развитию ребенка. Более  свежие  исследования показывают, что дети–билингвы проходят важнейшие этапы развития речи (первые слова, первые фразы) в том же возрасте, что и их «одноязычные» сверстники. Однако следует учитывать, что при наличии интеллектуального снижения у ребенка (врожденного или приобретенного вследствие нарушений в развитии), раннее изучение второго языка действительно может усиливать речевые сложности и приводить к общему недоразвитию речи. Некоторые исследователи отмечают, что раннее изучение второго языка несколько повышает риск развития заикания, которое обычно распространяется на оба языка. Эти исследователи советуют начинать учить второй язык после 5 лет.

При этом многочисленные исследования последних лет говорят об огромном преимуществе двуязычных детей в школе. Двуязычные младшие школьники обнаруживают лучшую способность сосредоточиться на задании, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Похожее увеличение способности концентрироваться – признак хорошей рабочей памяти – также присуще и взрослым билингвам, тем, кто свободно овладел двумя языками в ранние годы. Возможно, это объясняется тем, что управление и переключение  между двумя языками помогает мозгу оттачивать и сохранять способность фокусироваться, игнорируя лишнюю, не относящуюся к делу информацию.

В другом обширном исследовании говорится о том, что дети, использующие в своей жизни два языка в течении всего периода в возрасте от пяти до десяти лет, в среднем показывают более высокие результаты при выполнении когнитивных тестов, лучше концентрируют внимание и сопротивляются отвлекающим факторам, проще и быстрее принимают решения и лучше реагируют на обратную связь, чем их одноязычные сверстники. При использовании функционального МРТ у детей-билингвов отмечается более высокий уровень активности префронтальной зоны коры головного мозга, отвечающей за исполнительные функции. В том же исследовании отмечается, что билингвы свободно переключаются с одного языка на другой в зависимости от окружающей ситуации или контекста, крайне редко смешивая языки и вставляя отдельные слова из другого языка.

Нейробиологические исследования выяснили, что взрослые билингвы имеют более плотное серое вещество мозга, особенно в левом полушарии, отвечающем за большинство языковых и коммуникационных функций. Этот эффект сильнее у людей, которые выучили второй язык в возрасте до 5 лет, и у тех кто лучше владеет вторым языком. Эти данные позволяют предположить, что билингвизм с раннего возраста значительно влияет на саму структуру головного мозга.

Другие исследователи доказывают, что билингвизм может замедлять  и отодвигать развитие возрастных деменций, включая болезнь Альцгеймера. 

Какие выводы можно сделать из этого краткого обзора данных международных исследований? У билингвизма есть свои плюсы и минусы. Поэтому, если родители в семье говорят на разных языках, то нет ничего плохого в том, что каждый из родителей будет говорить с ребенком на своем языке. Только это разделение должно быть четким, язык мамы и язык папы без смешений. Если вы живете в стране с другим языком или планируете переезд, будет неплохо, если ребенок пойдет в интернациональный детский сад,  а дома продолжит разговаривать на родном языке. Следует помнить, что использование родного языка не замедляет освоение другого языка, и если учитель или воспитатель на первых порах может подсказывать ребенку, что от него требуется, на его родном языке, будет только лучше. Если вы хотите, чтобы ребенок осваивал два языка сразу, но в семье и в месте вашего проживания используется только один язык, то ребенку будет проще, если, например, по-английски с ним будет разговаривать няня или гувернантка, а не родители будут переключаться с одного языка на другой. При этом если вы заметите отставание в речевом развитии ребенка относительно сверстников, посоветуйтесь со специалистом и, возможно, будет лучше отложить освоение второго языка на возраст старше пяти лет.

Информация проверена экспертом
Кузьмина Екатерина
Кузьмина Екатерина
Психиатр детский
Детский психиатр, поликлиника
Оценить
Средняя: 4,00 (1 оценка)
Врачи и персонал
/
Самый лучший и любимый доктор

Имея опыт многолетнего обращения к педиатрам и лор-врачам в России и Европе, почти два года назад мы пришли на приём к доктору Рустаму. И поняли разницу. Есть врачи хорошие, а есть от Бога. Супер-профессионалы, замечающие и чувствующие детали лучше всех остальных, живущие своей профессией и относящиеся к каждому маленькому пациенту, как к уникальному и ценному созданию. Именно такой лор Алискендеров. Доктор Рустам - любимый врач моих детей, на приём к которому они идут с радостью!

Клиника женского и детского здоровья
г. Москва, ул. Правды, 15 стр.1
Яндекс.Карты
Парковка - для пациентов бесплатно (места ограничены)
Часы работы: Круглосуточно
Телефон: +7 (495) 933-66-55
Клиника женского и детского здоровья
У нас спрашивают
На ваши вопросы отвечают врачи EMC
Присоединяйтесь
Мы принимаем к оплате
Вызвать скорую помощь
Вызвать врача на дом