Билингвизм – преимущество или проблема?

Билингвизм – преимущество или проблема?

Все большее количество родителей задаются этими вопросами. Хорошо ли, что мы говорим с ребенком на разных языках? С какого возраста начинать учить иностранный язык? Давайте попробуем разобраться.

Многие учителя и родители опасаются, что слишком раннее изучение второго языка может не только задерживать овладение родным или обоими языками, но и вредить интеллектуальному развитию ребенка. Более  свежие  исследования показывают, что дети–билингвы проходят важнейшие этапы развития речи (первые слова, первые фразы) в том же возрасте, что и их «одноязычные» сверстники. Однако следует учитывать, что при наличии интеллектуального снижения у ребенка (врожденного или приобретенного вследствие нарушений в развитии), раннее изучение второго языка действительно может усиливать речевые сложности и приводить к общему недоразвитию речи. Некоторые исследователи отмечают, что раннее изучение второго языка несколько повышает риск развития заикания, которое обычно распространяется на оба языка. Эти исследователи советуют начинать учить второй язык после 5 лет.

При этом многочисленные исследования последних лет говорят об огромном преимуществе двуязычных детей в школе. Двуязычные младшие школьники обнаруживают лучшую способность сосредоточиться на задании, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Похожее увеличение способности концентрироваться – признак хорошей рабочей памяти – также присуще и взрослым билингвам, тем, кто свободно овладел двумя языками в ранние годы. Возможно, это объясняется тем, что управление и переключение  между двумя языками помогает мозгу оттачивать и сохранять способность фокусироваться, игнорируя лишнюю, не относящуюся к делу информацию.

В другом обширном исследовании говорится о том, что дети, использующие в своей жизни два языка в течении всего периода в возрасте от пяти до десяти лет, в среднем показывают более высокие результаты при выполнении когнитивных тестов, лучше концентрируют внимание и сопротивляются отвлекающим факторам, проще и быстрее принимают решения и лучше реагируют на обратную связь, чем их одноязычные сверстники. При использовании функционального МРТ у детей-билингвов отмечается более высокий уровень активности префронтальной зоны коры головного мозга, отвечающей за исполнительные функции. В том же исследовании отмечается, что билингвы свободно переключаются с одного языка на другой в зависимости от окружающей ситуации или контекста, крайне редко смешивая языки и вставляя отдельные слова из другого языка.

Нейробиологические исследования выяснили, что взрослые билингвы имеют более плотное серое вещество мозга, особенно в левом полушарии, отвечающем за большинство языковых и коммуникационных функций. Этот эффект сильнее у людей, которые выучили второй язык в возрасте до 5 лет, и у тех кто лучше владеет вторым языком. Эти данные позволяют предположить, что билингвизм с раннего возраста значительно влияет на саму структуру головного мозга.

Другие исследователи доказывают, что билингвизм может замедлять  и отодвигать развитие возрастных деменций, включая болезнь Альцгеймера. 

Какие выводы можно сделать из этого краткого обзора данных международных исследований? У билингвизма есть свои плюсы и минусы. Поэтому, если родители в семье говорят на разных языках, то нет ничего плохого в том, что каждый из родителей будет говорить с ребенком на своем языке. Только это разделение должно быть четким, язык мамы и язык папы без смешений. Если вы живете в стране с другим языком или планируете переезд, будет неплохо, если ребенок пойдет в интернациональный детский сад,  а дома продолжит разговаривать на родном языке. Следует помнить, что использование родного языка не замедляет освоение другого языка, и если учитель или воспитатель на первых порах может подсказывать ребенку, что от него требуется, на его родном языке, будет только лучше. Если вы хотите, чтобы ребенок осваивал два языка сразу, но в семье и в месте вашего проживания используется только один язык, то ребенку будет проще, если, например, по-английски с ним будет разговаривать няня или гувернантка, а не родители будут переключаться с одного языка на другой. При этом если вы заметите отставание в речевом развитии ребенка относительно сверстников, посоветуйтесь со специалистом и, возможно, будет лучше отложить освоение второго языка на возраст старше пяти лет.

Рейтинг: 
Средняя: 5 (3 оценок)

Врачи и персонал

Отзывы

Наталья
Москва

Анастасия Гольцман ведет моего младшего ребенка с рождения. Очень внимательный, ответственный, талантливый и профессиональный врач-педиатр. Постановка диагноза очень точная, назначения умеренные, без лишних лекарств. Кроме того, с доктором очень комфортно психологически и пациентам и родителям. Всегда, когда приезжали с ( подробнее )

Анастасия Гольцман ведет моего младшего ребенка с рождения. Очень внимательный, ответственный, талантливый и профессиональный врач-педиатр. Постановка диагноза очень точная, назначения умеренные, без лишних лекарств. Кроме того, с доктором очень комфортно психологически и пациентам и родителям. Всегда, когда приезжали с тревогой, уезжали спокойные уверенные в том, что все будет хорошо, мы под внимательным и спокойным контролем. Анастасия, огромное спасибо за Ваш профессионализм и чуткость! ( Скрыть )

Все отзывы

    Мобильное приложение EMC