Панический приступ – это приступ сильного, неконтролируемого страха, который возникает без видимых причин и
реальной опасности. Панические приступы (пациенты называют их панические атаки) у детей чаще всего появляются в подростковом возрасте. Зачастую они возникают спонтанно. Провоцировать приступы сильного страха могут различные стрессовые ситуации, серьезные конфликты в семье или со сверстниками, острые реакции на стресс.
Рассказывает Екатерина Кузьмина – психиатр, психотерапевт

реальной опасности. Панические приступы (пациенты называют их панические атаки) у детей чаще всего появляются в подростковом возрасте. Зачастую они возникают спонтанно. Провоцировать приступы сильного страха могут различные стрессовые ситуации, серьезные конфликты в семье или со сверстниками, острые реакции на стресс.
- возникает сильный непреодолимый страх,
- учащается сердцебиение, появляется дискомфорт в груди,
- повышается потливость, появляется озноб,
- появляется чувство нехватки воздуха, затруднение дыхания и глотания,
- возникает двигательное беспокойство (ребенок не может найти себе места).
Как правило, приступ длится от 10 до 30 минут. Панические приступы также могут возникать и в ночное время, когда ребенок спит.

Приступы острого страха могут возникать без видимых причин у детей с предрасположенностью к паническим расстройствам: у тревожно-мнительных детей, детей с повышенной внушаемостью. Панические приступы могут возникать у пациентов, чьи родители чрезмерно фиксированы на их здоровье и испытывают тревогу в отношении ребенка. Например, при незначительном недуге у ребенка родители вызывают скорую помощь и очень эмоционально реагируют на ухудшение самочувствия. Ребенок запоминает реакцию родителей и начинает думать, что с ним случилось что-то серьезное и ему нужно переживать по этому поводу. Как следствие, у ребенка могут развиваться тревожно-мнительные черты, которые способствуют появлению панических расстройств.
Панические приступы могут быть следствием длительного переутомления, нарушений сна, недосыпа и чрезмерных психоэмоциональных нагрузок в детском саду или школе.
Когда пациенты обращаются к психиатру, мы направляем пациента на дополнительное обследование, чтобы исключить соматические заболевания. Обязательно обследуем сердечно-сосудистую и нервную системы на предмет наличия заболеваний, которые могли спровоцировать приступ. Часто пациенты с паническими расстройствами сразу поступают в стационар, тем самым ускоряют процесс диагностики. Мы можем в короткие сроки разобраться в проблеме и принять верное решение в отношении тактики ведения пациента.
После исключения соматических патологий проводится клинико-психологическое обследование. На консультации специалист выявляет страхи и ситуации, которые могли спровоцировать панический приступ. Для более детальной оценки состояния пациента также проводится консультация с родителями.

Основное лечение – психотерапия. С помощью психотерапии пациенты учатся переоценивать свое состояние, осознавать, что панический приступ - это не соматическая патология, а психологическое нарушение.
В ряде случаев в качестве альтернативы фармакотерапии мы используем БОС-терапию.
Программа лечения панических расстройств в ЕМС также включает работу с родителями. Они обучаются распознавать панические приступы правильно на них реагировать и правильно общаться с ребенком. От поведения родителей и членов семьи во многом зависит успешность терапии и минимизация риска повторения приступов.
Во время приступа важно постараться переключить пациента. Предложить попить воды, умыться, такие элементарные вещи часто помогают.
Проблема панических расстройств в том, что стрессовые ситуации, провоцирующие приступы, нельзя убрать из повседневной жизни. При серьезном эмоциональном напряжении у тревожных натур приступы могут повторяться и после лечения. При длительной психотерапии и фармакотерапии риск возникновения рецидива уменьшается. Поэтому важно пройти полный курс лечения, не прерывать его без согласования с лечащим врачом.