Точная и быстрая диагностика аутизма, помощь по современным международным протоколам

  • Полный спектр диагностических методик
  • Генетический скрининг
  • Современные методы коррекции, поведенческие программы
  • План коррекции составляет команда врачей: психиатр, невролог, психотерапевт, нейропсихолог, логопед-дефектолог, педиатр и др.
  • В лечении физиологических симптомов участвуют врачи узких специальностей
  • Консультирование и поддержка родителей

Аутизм – это особое состояние, проявляющееся специфическими задержками речевого, часто - психического развития и всегда - нарушением социальной коммуникации и взаимодействия. Как следствие, происходит нарушение социальной адаптации ребенка и семьи в целом. По статистике, 1 из 67 детей на планете рождается с расстройством аутистического спектра (РАС), и, по данным исследований, эта цифра растет. Для сравнения синдром Дауна отмечается только у 1 новорожденного из 800.
Аутизм – это врожденное состояние. Первые признаки проявляются к 1,5 годам, к 2-3 годам видны отклонения в поведении и развитии. Часто родители относят симптомы аутизма к особенностям восприятия и характера, к недостатку внимания или плохому воспитанию, поэтому не обращаются за помощью к специалистам. Отсутствие своевременной помощи неблагоприятно влияет на прогноз и затрудняет коррекционную терапию.


Какие симптомы характерны для детей в возрасте 2-3 лет?

  • Отсутствие потребности в общении, ребенок может долго играть в одиночестве, при этом игра стереотипна. Либо чрезмерная открытость, отсутствие границ в общении с взрослыми или посторонними людьми, отсутствие чувств смущения, стыда или страха.
  • Отсутствие собственной речи, трудности с пониманием обращенной речи, часто - отсутствие реакции на собственное имя. Либо излишне “взрослая” речь со сложными оборотами, заимствованными у старших членов семьи. Часто дети с аутизмом повторяют заученные фрагменты текстов, используют стереотипные высказывания.
  • Возможно неравномерное развитие: высокий уровень знаний в одной области и отставание в остальных.
  • Приверженность однообразию, однажды принятому порядку вещей. Необычные интересы и зависимость от предметов, которые, как правило, не вызывают интереса у детей. Негативная реакция даже на незначительные изменения в окружающей обстановке.
  • Наличие стереотипных действий: устойчивое повторение движений, звуков, слов или фраз.
  • Отсутствие контакта: ребенок не смотрит в глаза, не привлекает внимание взрослых, не приносит игрушки, не приглашает принять участие в игре. Отсутствует указательный жест.
  • Повышенная или пониженная чувствительность к звукам, запахам, яркому свету, большим помещениям. Акцент на тактильных ощущениях.
  • Агрессия по отношению к окружающим или к себе.

Диагностика аутизма в ЕМС

Для диагностики аутизма в ЕМС используются современные методики с доказанной эффективностью.
  • Диагностический набор ADOS - золотой стандарт диагностики аутизма, который был разработан в США.
  • Генетический скрининг, который необходим, чтобы дать прогноз для ребенка, у которого уже диагностирован аутизм, и для родителей в отношении будущих детей.
  • Тесты (шкалы диагностики аутизма).
  • ADI-r - подробный опросник, позволяющий получить необходимую информацию для установления диагноза и оценки близких к аутизму психических нарушений.
  • Шкала РЕР - оценка коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности ребенка.
  • УЗИ, МРТ.

Для чего нужен ADOS?

Это инструмент четкой диагностики аутизма, оценки динамики состояния и эффективности плана коррекции. Полученные данные позволяют подобрать индивидуализированную терапию, оценить ее результат и в случае необходимости своевременно внести изменения.
Набор ADOS состоит из разнообразных игрушек, игр и заданий. Для каждого возраста существует определенный протокол обследования. В процессе игры специалист оценивает поведение по специальной шкале, затем подсчитывает баллы. В результате получается развернутое заключение, в котором содержится степень аутизма, выраженная в баллах, и психолого-педагогическая характеристика.

Комплексная программа помощи детям и родителям

После составления плана коррекции с ребенком и его родителями работает команда специалистов: логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог, психотерапевт, психиатр.
Формирование навыков общения и социальной коммуникации. Специалисты работают в рамках поведенческого подхода.
Нейропсихологическая коррекция: с помощью специальных двигательных упражнений специалист в игровой форме корректирует особенности моторного развития ребенка.
Коррекция задержек речевого и психического развития.
Работа с родителями и близким окружением ребенка. Обучение навыкам правильного общения, повышение родительской компетентности.
Логопед-дефектолог в игровой форме развивает речь, знания, умения и навыки, которые должны присутствовать в норме у ребенка данного возраста.
Нейропсихолог работает с движением, помогает ребенку сосредоточиться, выполняя двигательные задачи.
Психолог учит ребенка играть, удерживаться в деятельности, достигать конечную цель. Формирует социальные контакты и навыки, например, умение обратиться за помощью, умение ждать пока взрослые разговаривают. Психолог дает рекомендации родителям, как выстроить повседневную жизнь, помогает контролировать поведение ребенка.
Психиатр назначает медикаментозное лечение.
Психотерапевт помогает родителям справиться с чувством вины, депрессией, сохранить качество жизни, учит правильно поддерживать ребенка, быть полноправными участниками лечебного процесса.
Ребенку с аутизмом требуется постоянная поддержка, поэтому команда специалистов ЕМС непрерывно сопровождает каждого пациента и его родителей. При правильно подобранной и своевременно начатой терапии дети с аутизмом могут жить обычной жизнью.
Аутизм нельзя вылечить, но можно скорректировать соматическое состояние и поведение для того, чтобы ребенок развивался, адаптировался, обучался и полноценно жил в социуме.

Специалисты направления