Специалисты Клиники психиатрии и психотерапии - Николай Воронин, нейропсихолог, и Татьяна Каченовская, логопед-дефектолог - рассказали журналу Parents о том, что такое дислексия, почему она возникает у ребенка и как ее лечить.

Что такое дислексия?

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов - в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Кроме того, дислексия проявляется в  непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал.

Виды дислексии:
  1. Фонематическая. При этой форме дислексии ребенок обычно путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипщие согласные, а также похожие по звучанию гласные: например, «ж-ш» (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.). Кроме того, ребенок читает по буквам, а не по слогам, пропускает при чтении буквы, переставляет звуки и слоги.

  2. Семантическая (так называемое механическое чтение). Ребенок читает все правильно, но понять смысл прочитанного не может. В процессе чтения каждое слово он воспринимает отдельно и не связывает его с другими словами. Соединить их в связное предложение он не может.

  3. Аграмматическая. Ребенок не может согласовать род, число и падежные окончания существительных и прилагательных, а также род глаголов прошедшего времени единственного числа: например, «девочка пел», «интересный песня», «около дому»

  4. Оптическая. Путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов: например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и т.д.

  5. Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их.

Что делать?

Специалисты Клиники психиатрии и психотерапии предлагают помощь детям с проблемами речевого развития, дисграфией и дислексией. Индивидуальный реабилитационный курс включает диагностические и коррекционно-развивающие занятия с нейропсихологом и логопедом, направленные на профилактику и преодоление нарушений устной и письменной речи.

Программа включает в себя два комплексных диагностических приёма (в начале и в конце курса коррекционных занятий) и краткосрочные курсы занятий с нейропсихологом и с логопедом-дефектологом (по 15 занятий). На занятиях с помощью игровых упражнений у ребенка формируются наиболее элементарные операции, составляющие основу психических функций (рабочая память, внимание, планирование и контроль действий). В дальнейшем отрабатываются более сложные навыки, непосредственно используемые ребенком при чтении, письме, в работе над школьными заданиями.

С детьми дошкольного возраста от 5 лет, а также с детьми, обучающимися в младшей и средней школе, работают Николай Воронин и Татьяна Каченовская.