Нервные перегрузки и здоровье школьников

Начала учебного года родители всегда ждут с напряжением - не важно, в первый раз ребенок идет в школу или в пятый. К прочим проблемам добавляется непроходящая тревога о здоровье, которое, уверены многие, от школьных нагрузок портится. Это подтверждает и статистика: здоровыми в первый класс приходят примерно 25 процентов детей, но чем дальше, тем толще становится медкарта.

Почему у школьников происходят нервные перегрузки, к чему они могут привести и что делать, рассказала газете «Собеседник» Наталья Печатникова.


О скрытых болезнях

Среди школьников есть те, чья нервная система особенно уязвима, их до начала занятий советуют показать врачам. Каким детям это нужно?

- Дети с неврологическими заболеваниями должны постоянно наблюдаться у врача. Но перед школой, особенно перед 1-м классом, любого ребенка желательно показать неврологу, даже если у него никогда не было травм головы, судорог или невротических реакций. Школа - это стресс, который может провоцировать любые заболевания. Невролог поможет предотвратить обострение или выявить первые симптомы болезней нервной системы.

Например, часто впервые проявляется с началом школы синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). От этой болезни нет "волшебной" таблетки, поэтому родители часто теряют терпение и перестают водить детей с СДВГ к неврологам и психологам. На самом деле это необходимо. Во-первых, диагноз СДВГ может поставить только врач, а не учитель в школе только потому, что ребенок неусидчив. Во-вторых, общение с врачом помогает родителям, уставшим от бесконечных жалоб учителей, понять, что они не одни должны решать эту проблему. Родителям детей с СДВГ надо быть готовыми к тому, что их ребенок может не сразу "втянуться" в школьную жизнь.


О недосыпе

С одной стороны, школа - это не всегда легко и приятно, и родители, сами в прошлом школьники, пытаются игнорировать жалобы ребенка на недосып, усталость, плохое настроение. С другой - все это может быть признаками хронического перенапряжения. Что в поведении ребенка должно стать поводом для обращения к врачу?

- Должны насторожить частые головные боли и любые нарушения сна - ребенок не может заснуть, просыпается по ночам или режим сна-бодрствования вообще нарушен: днем он ходит сонный, плохо соображает, а ночью садится за уроки. Плаксивость, капризность, плохое настроение также могут говорить о том, что ребенок не справляется с нагрузкой.


О нагрузке

Родители постоянно говорят, что дети перегружены школой, но при этом стараются впихнуть в расписание своего ребенка еще и английский, музыкальную школу, танцы. Есть ли нормы по дополнительной нагрузке?

- Родители часто преувеличивают нагрузку, жалея ребенка. Это нормально, даже хорошо! Кто, кроме мамы, пожалеет его? Не существует нормативов, касающихся того, сколько кружков можно посещать, а сколько уже перебор - все индивидуально. Если ваш школьник доволен (периодические жалобы, что "хочется поспать", не в счет), активен, нечасто болеет - значит, все в порядке. Кто-то вынесет и школу, и музыкалку, и хореографию с лыжной секцией, а кому-то и шестидневной учебы много - хватило бы сил на уроки. Полезно прислушиваться к мнению школьных врачей, если таковые имеются. Они, как правило, знают ситуацию "изнутри" и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда действительно страдает от непосильной нагрузки.


Мозг питают не только сладости

Нормы сна для взрослого человека не существует. Школьник же должен спать не менее 9 часов, причем это норма для старшеклассников, для учеников 5-6-х классов - 10 часов, первоклашкам положено спать 11 часов плюс пару часов днем. Именно отсюда "растет" традиция укладывать детей спать не позднее 21 часа. Младшеклассников, занимающихся в первую смену, нужно отправлять в постель еще раньше, иначе они просто не успеют выспаться к началу уроков и переутомление с целым букетом неприятных последствий не заставят себя ждать.

Режим для школьников - необходимость "№"1, уж как хотите. Все дела должны иметь привязку ко времени, однако выбор, когда садиться за уроки, плавать в бассейне или читать, психологи советуют предоставить ребенку. Хочет он делать математику после обеда, а русский язык - после прогулки, так тому и быть. Замечено, кстати, что дольше всего школьники сидят дома над химией, литературой и иностранным языком, лучше учесть это, составляя расписание. Вечер вообще не очень подходит для домашних заданий: мозг, работая на запоминание, труднее переключается на сон.

Сколько надо гулять школьнику? Время по большому счету не важно, главное - чтобы гулял. Чтобы мозг работал как следует и там задерживались правила, иностранные глаголы и теоремы, ему необходимо достаточно кислорода. Почти половину лета из-за жары и смога дети прожили в условиях гипоксии, и врачи опасаются, что это может сказаться в первые месяцы нового учебного года. Так что бывать на улице школьникам стоит почаще, особенно сейчас.

В меню ребенка, который ходит в школу, обязательно должны быть мясо, птица и рыба - для роста, крупы, овощи и фрукты - как источники витаминов, творог, кисломолочные продукты и сыр - для роста костей. Многое из вышеперечисленного (особенно какао, куриная грудка, баклажаны, сладкий перец, бананы, молоко) содержит триптофан, который активизирует работу мозга, так что подкармливать школяра тортиками для пущей бодрости и работоспособности не обязательно - тем более не надо давать сладости с собой в школу.

Однако, факт

Каждая третья российская школа, по данным Роспотребнадзора РФ, не имеет медицинского кабинета. Почти 13 процентов школьных медпунктов не соответствуют санитарным требованиям. Спортзалы есть лишь в 86,9% учебных заведений.


Кстати

Самыми напряженными и опасными с точки зрения перегрузок педиатры считают 1-й, 5-й и 9-й классы. Первоклашке приходится привыкать к совершенно новым условиям, опасность 5-го класса в том, что дети вступают в переходный возраст, а 9-й класс - это своеобразный порог, за которым начинается подготовка к экзаменам и поступлению в вуз.

Рейтинг: 
Средняя: 5 (голосов: 2)

Врачи и персонал

Какаулина Виктория Сергеевна - эпилептолог клиники неврологии и нейрохирургии ЕМС. Лечение головных и лицевых болей.
Невролог
Эпилептология, детская неврология
Ноговицын Василий Юрьевич - детский невролог, эпилептолог клиники неврологии и нейрохирургии ЕМС. Тромболиз в острейшем периоде инсульта.
Невролог
К.м.н., эпилептология, детская неврология
Печатникова Наталья Леонидовна - детский невролог клиники неврологии и нейрохирургии ЕМС. Методики лечения рассеянного склероза.
Невролог
Детская неврология, наследственные болезни обмена
Носко Анастасия Сергеевна - детский невролог, ведущий специалист по ботулинотерапии клиники неврологии и нейрохирургии ЕМС. Отделение реанимации критических неврологических состояний.
Невролог
К.м.н., руководитель Центра ботулинотерапии в неврологии, детская неврология

Отзывы

Анна
Москва

Благодарим Волкова Никиту Викторовича за внимательное отношение и профессиональную помощь! За несколько месяцев с того момента, как мы стали обслуживаться в EMC, мы обращались к Никите Викторовичу с проблемами по здоровью нашей дочери, как ранее не решенными в других клиниках, так и возникающими экстренно в течение этого ( подробнее )

Благодарим Волкова Никиту Викторовича за внимательное отношение и профессиональную помощь! За несколько месяцев с того момента, как мы стали обслуживаться в EMC, мы обращались к Никите Викторовичу с проблемами по здоровью нашей дочери, как ранее не решенными в других клиниках, так и возникающими экстренно в течение этого времени. В каждом случае, серьезном или более распространенном, мы получали от Никиты Викторовича оперативное и грамотное медицинское решение, превосходящее все наши ожидания. Эффективная коммуникация посредством e-mail и прочих средств связи также приятно выделяет EMC среди прочих клиник Москвы. Спасибо большое Никите Викторовочу и всем сотрудникам EMC! С уважением, Ямушевы ( Скрыть )

Все отзывы