Билингвизм – преимущество или проблема?

Все большее количество родителей задаются этими вопросами. Хорошо ли, что мы говорим с ребенком на разных языках? С какого возраста начинать учить иностранный язык? Давайте попробуем разобраться.

Многие учителя и родители опасаются, что слишком раннее изучение второго языка может не только задерживать овладение родным или обоими языками, но и вредить интеллектуальному развитию ребенка. Более  свежие  исследования показывают, что дети–билингвы проходят важнейшие этапы развития речи (первые слова, первые фразы) в том же возрасте, что и их «одноязычные» сверстники. Однако следует учитывать, что при наличии интеллектуального снижения у ребенка (врожденного или приобретенного вследствие нарушений в развитии), раннее изучение второго языка действительно может усиливать речевые сложности и приводить к общему недоразвитию речи. Некоторые исследователи отмечают, что раннее изучение второго языка несколько повышает риск развития заикания, которое обычно распространяется на оба языка. Эти исследователи советуют начинать учить второй язык после 5 лет.

При этом многочисленные исследования последних лет говорят об огромном преимуществе двуязычных детей в школе. Двуязычные младшие школьники обнаруживают лучшую способность сосредоточиться на задании, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Похожее увеличение способности концентрироваться – признак хорошей рабочей памяти – также присуще и взрослым билингвам, тем, кто свободно овладел двумя языками в ранние годы. Возможно, это объясняется тем, что управление и переключение  между двумя языками помогает мозгу оттачивать и сохранять способность фокусироваться, игнорируя лишнюю, не относящуюся к делу информацию.

В другом обширном исследовании говорится о том, что дети, использующие в своей жизни два языка в течении всего периода в возрасте от пяти до десяти лет, в среднем показывают более высокие результаты при выполнении когнитивных тестов, лучше концентрируют внимание и сопротивляются отвлекающим факторам, проще и быстрее принимают решения и лучше реагируют на обратную связь, чем их одноязычные сверстники. При использовании функционального МРТ у детей-билингвов отмечается более высокий уровень активности префронтальной зоны коры головного мозга, отвечающей за исполнительные функции. В том же исследовании отмечается, что билингвы свободно переключаются с одного языка на другой в зависимости от окружающей ситуации или контекста, крайне редко смешивая языки и вставляя отдельные слова из другого языка.

Нейробиологические исследования выяснили, что взрослые билингвы имеют более плотное серое вещество мозга, особенно в левом полушарии, отвечающем за большинство языковых и коммуникационных функций. Этот эффект сильнее у людей, которые выучили второй язык в возрасте до 5 лет, и у тех кто лучше владеет вторым языком. Эти данные позволяют предположить, что билингвизм с раннего возраста значительно влияет на саму структуру головного мозга.

Другие исследователи доказывают, что билингвизм может замедлять  и отодвигать развитие возрастных деменций, включая болезнь Альцгеймера. 

Какие выводы можно сделать из этого краткого обзора данных международных исследований? У билингвизма есть свои плюсы и минусы. Поэтому, если родители в семье говорят на разных языках, то нет ничего плохого в том, что каждый из родителей будет говорить с ребенком на своем языке. Только это разделение должно быть четким, язык мамы и язык папы без смешений. Если вы живете в стране с другим языком или планируете переезд, будет неплохо, если ребенок пойдет в интернациональный детский сад,  а дома продолжит разговаривать на родном языке. Следует помнить, что использование родного языка не замедляет освоение другого языка, и если учитель или воспитатель на первых порах может подсказывать ребенку, что от него требуется, на его родном языке, будет только лучше. Если вы хотите, чтобы ребенок осваивал два языка сразу, но в семье и в месте вашего проживания используется только один язык, то ребенку будет проще, если, например, по-английски с ним будет разговаривать няня или гувернантка, а не родители будут переключаться с одного языка на другой. При этом если вы заметите отставание в речевом развитии ребенка относительно сверстников, посоветуйтесь со специалистом и, возможно, будет лучше отложить освоение второго языка на возраст старше пяти лет.

Рейтинг: 
Средняя: 5 (голосов:1)

Врачи и персонал

Корень Евгений Владимирович – психиатр клиники психиатрии и психотерапии ЕМС. Госпитализация в стационар при алкогольной зависимости.
Психиатр
Зональный представитель детской секции Всемирной Ассоциации Психиатров, к.м.н.

Отзывы

Анна
Москва

Благодарим Волкова Никиту Викторовича за внимательное отношение и профессиональную помощь! За несколько месяцев с того момента, как мы стали обслуживаться в EMC, мы обращались к Никите Викторовичу с проблемами по здоровью нашей дочери, как ранее не решенными в других клиниках, так и возникающими экстренно в течение этого ( подробнее )

Благодарим Волкова Никиту Викторовича за внимательное отношение и профессиональную помощь! За несколько месяцев с того момента, как мы стали обслуживаться в EMC, мы обращались к Никите Викторовичу с проблемами по здоровью нашей дочери, как ранее не решенными в других клиниках, так и возникающими экстренно в течение этого времени. В каждом случае, серьезном или более распространенном, мы получали от Никиты Викторовича оперативное и грамотное медицинское решение, превосходящее все наши ожидания. Эффективная коммуникация посредством e-mail и прочих средств связи также приятно выделяет EMC среди прочих клиник Москвы. Спасибо большое Никите Викторовочу и всем сотрудникам EMC! С уважением, Ямушевы ( Скрыть )

Все отзывы